Карта Индии

Индия не сразу открыла перед нами свои границы:
сначала были Египет, Турция, снова Египет
с его древними храмами фараонов и загадочными пирамидами,
потом Норвегия с ее фьордами,
и вот, наконец-то обстоятельства сложились благоприятно
для поездки в эту удивительную ни с чем не сравнимую страну...

В начало /

Центр Международных Программ

the International Programs Center

Дели-Манали-Наггар-Патлиткул-Манали

На следующий день предстоял переезд Дели – Манали. Как всегда, за билетом на автобус пришли в агентство отеля "Харе Рама". Оказалось, что автобусы слиппер-класса в этом направлении отменили из-за соображений безопасности пассажиров: были случаи падения с верхних полок. Как альтернативу предложили либо "Вольво" с кондиционером, либо обычный автобус, наподобие нашего "Икаруса". Второй вариант больше приглянулся из-за низкой стоимости проезда, и в назначенное время в холле отеля мы присоединились к группе отъезжающих в этом же направлении.

В этот раз сопровождающий отвёл нас на стоянку, которая находилась гораздо дальше от того места, с которого мы уезжали в прошлом году. Автобус, в котором предстояло провести всю ночь, разочаровал не только внешним видом: внутри всюду лежала толстым слоем пыль и стояла невыносимая духота из-за отсутствия кондиционеров. Несмотря на указанные в билетах места, водитель категорически не соглашался, чтобы мы их заняли, а указывал на другие, нас не устраивающие. При мысли, что всю дорогу придётся страдать либо от духоты, либо от сквозняков с открытых окон, сидя при этом в крайне неудобном положении, нас подвигло на решительные меры: автобус "Вольво" стоял рядом, что давало шанс поменять средство передвижения. Переговоры с водителем были недолгими: доплатив до стоимости билета более комфортабельного автобуса, через минуту мы уже сидели на самых лучших первых местах слева от водителя, радуясь жизни и наблюдая, как наши рюкзаки грузят в багажное отделение.

Переезд был на удивление лёгким, крутые подъёмы и повороты никак не отразились на нашем самочувствии в отличие от прошлогодней поездки в автобусе-слиппере. С рассветом сквозь облака и ещё не рассеявшийся туман начали проступать очертания гор и холмов, природа завораживала своими прекрасными видами…

Манали встретил тёплой солнечной погодой и толпой таксистов и рикш, собравшихся у автобуса. Решительно отказавшись от их услуг и взвалив на плечи рюкзаки, мы неспешно пошли в направлении автобусной станции и расположившихся рядом турагентств, чтобы заранее купить билеты в Лех и в Наггар – не собираясь задерживаться в Манали, мы решили переночевать в любимом местечке, пропитанном потрясающей энергетикой местопребывания Рерихов.

Наш микроавтобус отъезжал в 1 час ночи почти через два дня, но в агентстве нужно было появиться не позже 22.00 час., чтобы узнать номер машины и место отправления. Теперь, когда все формальности с билетами улажены, мы поспешили на отъезжающий с автостанции рейсовый автобус в Наггар, чтобы поскорее насладиться атмосферой и дружелюбием его жителей. В дороге поинтересовались у кондуктора, в котором часу следующего дня сможем уехать обратно в Манали, и получили заверение, что последний автобус проходит в восемь вечера. Это вполне устраивало, тем более что дорога занимает не больше часа, и мы успевали вернуться к отправлению микроавтобуса в Лех.

Наггар! Мы снова здесь, в этом удивительном месте! Решаем идти пешком по уже знакомой дороге и по пути выбрать отель, о чем жалеем уже после второго поворота – подъём слишком крутой для ещё не подкрепившихся завтраком путников с тяжёлыми рюкзаками. Обратно возвращаться далеко, а взять рикшу или такси уже невозможно, поскольку в этом направлении никто не едет порожняком. С остановками и передышками, заодно любуясь красотой открывающихся Гималаев и раскинувшейся внизу долины, проходим половину пути, где нас прямо на дороге встречает хозяин одного из отелей и настоятельно приглашает посмотреть «отличный номер с прекрасным видом», за который обещает взять очень низкую плату. Минуту поколебавшись, мы соглашаемся на его уговоры и взбираемся вверх по склону, не переставая сомневаться в правильности своего поступка. Осмотрев несколько номеров, ещё раз убеждаемся, что нужно прислушиваться к своей интуиции – пришлось разочаровать хозяина отеля отказом от предлагаемого жилья и продолжить путь.

Отель "Sheetal Hotel and Restaurant" рядом с Наггарским замком: 300 рупий за комнату с балконом и горячим душем – как раз то, что было нужно. С едой решили не экспериментировать и прямиком направились в отель "Alliance", который запомнился гостеприимным хозяином и отличной домашней кухней. Большой чёрный пес встретил нас, дружелюбно виляя хвостом. А вот и сам хозяин-француз – здесь ничего не изменилось за время нашего отсутствия. Лишь весь двор утопает в цветах в это время года: розах, гортензиях…
– Hello! Мы останавливались у вас в прошлом году. Вы нас помните? Можем ли мы пообедать здесь? Нам очень нравится ваша кухня.
– Да, конечно, я очень рад, располагайтесь! – так начинается наша беседа с хозяином отеля...
Наконец-то впервые после прилёта в Индию, на душе умиротворение и покой, можно расслабиться и целый день никуда не спешить…

Неподалеку Трест Рерихов. Мы обязательно идём туда отдать дань памяти Великим людям и вобрать в себя атмосферу этих мест. Высокие деодары, на земле ковёр из синих цветов, пение птиц – всё кажется таким родным и одновременно каким-то другим – время года меняет краски природы. Энергетика картин Рериха потрясающая... Действительно, в этом месте не только тело, но и душа отдыхает.

на автозаправке перед выездом в Манали
раннее утро, дорога в Манали
плотина, дорога в Манали
Наггар
Наггар, трест Рерихов

Всю ночь шёл дождь с грозой, а наутро нас разбудило прекрасное пение птиц – мы проспали 12 часов! Нужно обязательно сходить к Храму Кришны – интересно, растут ли там сейчас мандарины?

На этот раз мы без труда отыскали дорогу к храму. В пути нас сопровождали очень красивые и пугливые бабочки, перелетающие с цветка на цветок, – ни одну из них так и не удалось сфотографировать. Чёрного барашка уже нет на входе, обезьяны тоже куда-то разбежались, а мандариновое дерево не перестает плодоносить! Храм открыт, попадаем как раз на пуджу. Что-то подсказывает нам, что иностранцам нельзя заходить внутрь. Мы останавливаемся у порога – невысокий старичок, или пуджари, подходит и наливает из ложечки немного масла в наши ладошки. Его нужно нанести себе на голову, а я, непросвещённая в этом вопросе, повеселив двух женщин-прихожан, пытаюсь выпить его по принципу обряда причащения в христианской церкви. Местные жители, смеясь, исправляют ситуацию и жестами показывают, что нужно сделать. Затем пуджари выносит лепёшку, делит её пополам и кладет нам в руки, предлагая расположиться на ступеньке за мандариновым деревом. Потом снова подходит, кладёт на ладони по бутону роз и ставит красно-оранжевую тику на лоб. Первый раз мы участвуем в подобном таинстве!

Остаток дня безмятежно проводим у нашего доброго знакомого француза, наслаждаясь тишиной и видами Гималаев. Неожиданно из беседы с ним узнаем, что последний автобус, следующий через Наггар в Манали, уходит в семь вечера, а на часах уже без десяти! Как же так? Ведь кондуктор дал нам другую информацию! На ходу прощаясь с гостеприимными хозяевами, прибегаем на остановку, где местные жители подтверждают, что сегодня автобусов больше не будет, и, если мы хотим уехать в Манали, то придётся сначала доехать до деревни Патлиткуль. Такого поворота событий мы никак не ожидали и смутно представляли, где находится эта деревня. Но те же местные жители успокоили, что это недалеко, а таксисты, пользуясь нашим безвыходным положением, сразу сообразили, что можно неплохо заработать, соглашаясь отвезти туда не меньше, чем за 200 рупий. Устав от бесполезного торга, мы приняли не самое разумное решение дойти пешком.

Наггар, храм под открытым небом
Наггар, храм Кришны

Темнело… Два иностранца с кучей денег на лесной дороге, в какой-то глухомани… Сейчас страшно даже подумать, что могло произойти! Но тогда, не знаю, почему, и мысли не возникло, что может случиться что-то плохое – была уверенность, что сможем остановить проезжающую машину и за гораздо меньшую плату доехать до нужного места. Но время шло, ночная мгла опустилась такая, что впереди ничего не было видно. Проезжающие машины были редки и, либо не останавливались, либо запрашивали не меньшую сумму за свои услуги. Муж заметно нервничал. Вдруг на дороге мелькнул чей-то силуэт – им оказался мужчина преклонных лет, гнавший домой барашков. Он подтвердил нам правильное направление пути, что уже радовало, так как дорога имела развилки. За очередным поворотом мы увидели огни селения, но они были так далеко, что уже и я приуныла – если бы пришлось и дальше идти пешком, оставшаяся часть пути заняла бы не меньше часа-двух, а силы были на исходе. В этот момент показались огни машины, которую мы решили во что бы то ни стало остановить, но, к счастью, жертвы для этого не потребовались – водитель сам любезно пригласил нас в салон своего микроавтобуса, сказав, что едет в том же направлении, а его гости – его друзья, которым он всегда рад помочь. Высшие Силы послали его как раз в тот момент, когда нас уже стало посещать отчаяние!

В Патлиткуль приехали как раз за 10 минут до отправления последнего автобуса, следующего в Манали. Если бы не добрый человек, встретившийся на пути, было бы сложно ночью выбраться из этих мест. И, как в пословице про скупого, который платит дважды, пришлось бы добираться на такси, чтобы не опоздать к отправлению в Лех. Мы получили хороший урок!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

• билет на автобус "Вольво" Дели-Манали - 670 рупий / 1 чел., на автобус без кондиционера – 270 рупий / 1 чел.
  • билет Манали-Наггар на рейсовом автобусе - 35 рупий за 2 чел.
  • билет Манали-Лех на микроавтобусе (в пути 1 сутки) - 1100 рупий / 1 чел.
  • комната на 2 чел. в отеле "Sheetal Hotel and Restaurant" - 300 рупий, check out – 12.00 час.
  • вход в Трест Рерихов – 35 рупий / 1 взросл. + фотосъемка 25 рупий
  • проезд на рейсовом автобусе Патлиткуль-Манали – 15 рупий / 1 чел.

стр.5 - Снова Дели стр.6 - Западная Бенгалия: из Силигури в Дарджилинг стр.7 - Дарджилинг