Карта Индии

Индия не сразу открыла перед нами свои границы:
сначала были Египет, Турция, снова Египет
с его древними храмами фараонов и загадочными пирамидами,
потом Норвегия с ее фьордами,
и вот, наконец-то обстоятельства сложились благоприятно
для поездки в эту удивительную ни с чем не сравнимую страну...

В начало /

Contact

Центр Международных Программ

the International Programs Center

Рекомендации из личного опыта поездки по Индии (март 2008 года)

Вступление

Прошло чуть больше двух недель после нашего возвращения из своей первой самостоятельной 20-дневной поездки в самую загадочную и удивительную страну Индию. До этого был только опыт отдыха по турпутёвкам на заграничных курортах. Первоначально мы думали включить в программу пребывания посещение пляжей Гоа в дополнение к путешествию в Гималаи, но тогда поездка превратилась бы в сплошные переезды, а дорога заняла бОльшую часть времени. Главной целью было посещение северного штата Индии Химачал Прадеш, и, как дополнение, "Золотой треугольник" и достопримечательности Дели. Поэтому, отказавшись от отдыха у океана, мы спланировали путешествие таким образом:
Дели – Джайпур – Фатехпур-Сикри – Агра – Дели – Манали – Наггар – Манали – Дхарамсала – Дели.

Перед отъездом основательно готовились – просматривали Интернет-сайты в поисках полезной информации, закупали рюкзаки (чемоданы для этого случая не подходили), надувные подушки и всё, что могло пригодиться во время путешествия. Иногда возникали мысли, правильно ли мы делаем, отправляясь в далёкую страну без сопровождения опытного гида, особенно, когда читали в Интернете рассказы о страшных болезнях, прокажённых на улицах и ужасных условиях проживания. Но, несмотря ни на что, Индия звала нас, притягивала, и с этим невозможно было бороться. Интуиция подсказывала: всё будет хорошо, главное, не допускать сомнений и чувства страха. Мы давно мечтали своими глазами увидеть красоту старинных храмов, потрогать стены дворцов, где жили махараджи, посетить Гималаи, красоту и величие которых невозможно передать – их нужно увидеть, на них нужно подняться и насладиться открывающимся видом на снежные вершины и широкие долины, раскинувшиеся далеко внизу, вдохнуть ароматы цветущих садов и чистейшего горного воздуха, встретить рассвет и закат солнца…
Итак, по распродаже – акции "Аэрофлота" купили билеты, нашли туристическую фирму в Санкт-Петербурге, которая помогла оформить визы в Индию, и всей семьёй из трёх человек отправились в первое самостоятельное путешествие. Сразу приятно удивил самолёт: абсолютно новый салон, кожаные синие кресла, пледы на сиденье, вкусная еда и вежливое обслуживание. Мы не ощутили ни взлёта, ни посадки, ни турбулентности во время полёта, 6,5 часов прошли незаметно и с комфортом, за что авиакомпании – наша благодарность.

Индия, здравствуй!

3.50 час. – самолёт заходит на посадку. Индия, здравствуй! Через иллюминаторы мы пытаемся увидеть огни большого города, но Дели окутан густым туманом – серым смогом, и от этой картины нам становится как-то не по себе. Запахов, которые "бросаются на тебя и окутывают сразу же при выходе из самолёта", мы не ощутили, возможно потому, что прилетели ночью. Паспортный контроль прошли в числе первых, так как декларации заполнили ещё в самолёте. Быстро получили свой багаж и, по совету "бывалых путешественников", сразу отправились в пункт обмена валюты. Там обменяли часть суммы в евро на рупии, о чём потом пожалели – на улице Мэйн Базар, где собирались остановиться в одном из отелей, можно было обменять валюту по более выгодному курсу.
Дальше были кассы Prepare Taxi, квитанция с номером такси и выход из аэропорта с намерением найти это такси. На улице мы увидели ещё одну кассу с такой же надписью и длинной очередью желающих уехать из аэропорта в город.
Таксист, каким-то чудом узнав о сделанном нами минуту назад заказе, уже стоял и ждал у выхода, чем нас очень удивил, даже вызвав недоверие к своей персоне: сначала мы решительно отказались от предложения пройти к его машине, мотивируя тем, что нам нужно государственное такси, а не частное. Но, сверив номер на выданной квитанции с номером на машине, наши сомнения развеялись. Как таксист сразу догадался, что именно мы его клиенты, осталось загадкой.
Вид машины, на которой придется добираться до центра Дели, не вдохновил: она могла рассыпаться по частям прямо на ходу. Но, вспомнив чей-то рассказ в Интернете о том, что государственные такси только с виду такие старые, а на самом деле крепкие и надёжные, успокоились, правда, ненадолго. Индия с первого дня испытывала нас. Половину дороги машина неслась по шоссе, но потом стала дёргаться, издавать странные звуки, пока совсем не встала посреди дороги. Сначала водитель пытался завести её "с толкача", что-то ремонтировал у себя под сиденьем при свете нашего фонарика (он пригодился почти сразу по прилёту в Индию), но машина отказывалась ехать дальше. В это время с нами поравнялся моторикша, и водитель предложил пересесть на другое транспортное средство. Было бы даже интересно получить опыт езды на моторикше – "бешеной табуретке", как прозвал её впоследствии наш сын, но мы уже заранее оплатили проезд до отеля, в котором собирались остановиться, а рикша попросил дополнительные 50 рупий за услугу. После отказа выйти из машины, мы попытались объяснить таксисту, что не собираемся платить дважды за дорогу до отеля. Видимо, наш решительный вид подействовал, и в итоге, после торгов, договорились, что заплатим только 20 рупий, а остальное он доплатит сам. Здравый смысл подсказывал, что спорить дальше посреди ночи где-то за городом с двумя индусами, делающими вид, что плохо понимают английский, бессмысленно, плюс желание быстрее бросить рюкзаки в номер и принять душ заставили нас согласиться, и дальше поехали уже на моторикше.

Main Bazaar

вид с крыши на Main BazaarВот она, знаменитая улица Мэйн Базар! Нас привезли прямо ко входу в отель Vivek, по совету большинства бэкпекеров – самый лучший с приемлемыми ценами…. 5 утра, все спят… Пришлось довольно долго будить тело на диване, завёрнутое с головой в плед, и просить поселить нас в этом чудо-отеле. Очень неохотно нам назвали цену, превышающую тысячу рупий за номер на троих. Сначала я подумала, что у меня что-то случилось со слухом или перестала понимать английский после долгой дороги, и попросила показать этот "люкс". При осмотре комната оказалась тёмной, без окна, с двумя кроватями, сдвинутыми вместе. Переговоры о снижении цены ни к чему не привели, и пришлось отправиться искать другое разумное по цене жильё.
Только теперь мы смогли разглядеть улицу: она была усыпана отходами, грязными скомканными бумажками. Как тени среди ночи слонялись одинокие истощённые коровы. Так, перешагивая через "лепёшки" священных животных и грязь, мы дошли до ближайшего отеля "Харе Рама", в котором нам предложили уже 500 рупий, а напротив, в отеле "Аджай" договорились за 400 на комнату с окном и балконом, выходящими во двор. На ресепшен работали вежливые и жизнерадостные ребята, несмотря на раннее утро. Здесь мы и решили остановиться. Потом, каждый раз возвращаясь в Дели, снимали комнату только в этом отеле, а голод утоляли в кафе на крыше соседнего отеля "Харе Рама". В "Аджае" есть своё кафе внизу. В нём хорошо перекусить свежей выпечкой и выпить чашечку кофе, но покушать сытнее там не удастся.
Комнаты почти всех бюджетных гестхаузов, как в Дели на улице Мэйн Базар, так и в остальных городах Индии, в которых нам удалось впоследствии побывать, не отличаются разнообразием и представляют из себя следующее: в небольшой по размеру комнате стоят вместе две довольно широкие кровати – мы втроём свободно на них умещались. Под потолком висит вентилятор – где-то чистый, а где-то с толстым слоем гари и пыли; стул, тумбочка, если повезёт, телевизор в углу на обшарпанной стене, телефон для связи с ресепшен, зеркало. Розетки расположены так, что предназначение их непонятно: до зеркала не дотянется шнур ни одного электроприбора. Вешалки для одежды есть не во всех номерах, поэтому бельевая верёвка подлиннее, взятая с собой в поездку, может очень пригодиться.
Если есть окно, то не редко выходит на стену или крышу противоположного дома, и в него иногда будут заглядывать любопытные индийцы. Ванная комната и туалет совмещены. Вместо туалетной бумаги под кранами стоит пластиковое ведро с висящим на нём таким же пластиковым кувшином. В углу – жуткого вида бойлер примерно на 20 литров воды, после включения которого минут через 15 можно уже принимать горячий душ. Сейчас в отеле "Аджай" активно идёт евроремонт помещений, и номера постепенно обретают европейский вид.
Конечно, есть в Дели и в других городах Индии гостиницы высшего класса по 100 и дороже долларов за номер, но бэкпекеры всего мира, путешествуя по стране, предпочитают останавливаться именно в дешевых гостиницах только для того, чтобы было, где оставить свои вещи, переночевать и принять горячий душ. Остальное время проходит в дороге, осмотрах достопримечательностей и походах по магазинам.

Дели и его достопримечательности

После непродолжительного 4-часового отдыха мы столкнулись с очередной проблемой: где поесть? Спросить совета было не у кого, кушать в многочисленных открытых уличных ресторанчиках не решились, начитавшись ужасов о приготовлении пищи в индийских общепитах и массовых отравлениях иностранцев. Поэтому, безрезультатно побродив около часа по улицам, твёрдо решили найти McDonalds на площади Connaught Place с более-менее привычной пищей. Велорикша довёз нас до площади, и с помощью местных жителей мы нашли этот ресторан. Оказалось, что в McDonalds Индии желающих перекусить разными бургерами и кока-колой не меньше, чем в Москве. Видимо, и здесь очень сильно влияние Запада на молодёжь. Позже многие индусы говорили нам, что это невкусная и дорогая еда, в чем мы смогли убедиться и сами: на 380 рупий поели ровно настолько, чтобы были силы пешком вернуться в отель.

И здесь нам улыбнулась удача: мы познакомились с молодым человеком по имени Саша, который приехал в Индию из Санкт-Петербурга и живёт здесь уже давно, организуя экскурсии для групп русских туристов. Он посоветовал нам, где можно покушать, не опасаясь отравлений, куда можно съездить на экскурсии, где купить билеты на слиппер-бас (автобус со спальными местами) в Манали и в Джайпур. Познакомил с таким же, как мы, путешественником Славой, который собирался посетить Ришикеш. Так у нас образовалась небольшая компания.
По совету Саши мы взяли такси и вместе с новым знакомым поехали в недавно построенный храм Akshardham – красивейшее место в Дели. На наш взгляд, этот храм может составить конкуренцию некоторым древним храмам: красный песчаник, из которого он построен, великолепная резьба, тонкая ювелирная работа современных мастеров, богатое внутреннее убранство, расписная мозаика на потолке – всё восхищает! А вечером после заката солнца красивая подсветка делает его просто сказочным… Жаль, что на территории храма нельзя фотографировать, но в качестве компенсации за отсутствие возможности запечатлеть себя на фоне этой красоты, продаются книги, в которых наглядно изображено всё величие храма. На входе стоят рамки-металлоискатели плюс дополнительно охранники всех ощупывают (нас даже в аэропорту так не досматривали). Никакую видео- и фототехнику, даже МР3-плееры проносить нельзя. Лучше всё это оставить в номере гостиницы, чтобы не было лишнего беспокойства за сохранность своего имущества. Батарейку, которую заставили снять с плеера нашего сына, так и не вернули… По вечерам в храме устраивают шоу цветных фонтанов – очень красочное зрелище. Работы по отделке Акшардама ещё ведутся – не окончена экспозиция со слонами. Поэтому, бросив монетки в фонтан, мы загадали вернуться сюда снова, когда храм будет полностью достроен.

На следующий день на Мэйн базаре взяли моторикшу и поехали в Red Fort и расположенную на другой стороне улицы мечеть Jama Masjid, испытав новые ощущения от езды по переполненным в "часы пик" улицам Дели. Особенно поразило то спокойствие и радушие, с которым водители всевозможного транспорта – от велосипеда до грузовика – обгоняют друг друга, при этом непрестанно сигналя, врезаются друг в друга, засмотревшись на иностранцев, или проезжают на красный свет. И никаких негативных эмоций при этом, наоборот, улыбаются друг другу и песни поют! А пока ожидаешь зелёного сигнала светофора, подбегают дети, совсем маленькие, и начинают показывать акробатические номера, надеясь, что им что-то заплатят за это представление. Женщин за рулём автомобиля не видели ни разу, зато вождение мотоцикла представители женского пола освоили очень хорошо – в часы пик это незаменимый транспорт в большом городе.

Место, где расположена мечеть на другой стороне улицы от Красного Форта, нам не очень понравилось – перед ней шумный и длинный базар, грязь, очень много нищих и прокажённых. Чтобы войти в мечеть, нужно снимать обувь, как и в любое другое святое место. Предусмотрительно взятые из России бахилы, остались забытыми в номере отеля. Поэтому, при виде, сколько больных людей каждую минуту проходит по ступеням, ведущим в мечеть, не отважились снять обувь и пойти босиком. Может быть, это были ещё не изжитые предрассудки – только второй день в Индии, но и сейчас мы не жалеем об этом, так как впоследствии всё же побывали в очень красивой мусульманской мечети в Фатехпур-Сикри.

храм Акшардам
Red Fort
Jama Masjid

1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 .