Карта Индии

Индия не сразу открыла перед нами свои границы:
сначала были Египет, Турция, снова Египет
с его древними храмами фараонов и загадочными пирамидами,
потом Норвегия с ее фьордами,
и вот, наконец-то обстоятельства сложились благоприятно
для поездки в эту удивительную ни с чем не сравнимую страну...

В начало

Полезные ссылки

Обратная связь

Последствия "языкового барьера"

Перед отправлением в Дели просто необходимо было где-то пообедать, да и водителя покормить, чтобы он смог нас благополучно довезти, не потеряв сознание по дороге – с раннего утра он также ничего не ел, а выглядел не по-богатырски, как и большинство индусов. Поинтересовавшись, знает ли он в этом городе кафе, где иностранцам можно покушать достаточно дёшево и без риска отравиться, он решительно кивнул головой и сказал, что сейчас отвезет нас в такое место. Мы обрадовались, что наконец-то в наших желудках что-то появится за целый день. После довольно долгой езды по улицам Агры, машина припарковалась у ворот кафе. Водитель после минутной застенчивости согласился с нами отобедать. При входе в кафе стояли умывальники с жидким мылом, рядом – мальчик с бумажными полотенцами, дверь открывал швейцар. Такого сервиса в Индии мы ещё не видели, и это нас сразу насторожило. Сев за столик и прочитав цены в меню, испытали лёгкий шок: один обед в этом заведении стоил столько, сколько мы обычно тратили на троих, включая завтрак, обед и ужин. Такая роскошь не входила в наши планы, даже из соображений не уронить достоинство перед индусами. Видимо, наш водитель решил, что раз мы в состоянии заказать такси за такую огромную по их меркам сумму, то должны и обедать в дорогих ресторанах.

Вернувшись в машину, попытались снова объяснить, что нам нужен общепит с европейской едой, но дешевле раз в десять. Видимо, он осознал свою ошибку и пообещал всё исправить, в чём мы уже засомневались. А после того, как выехали за пределы города, так и не остановившись ни у одного кафе, перспектива поужинать отодвинулась в неопределённое будущее. Мы даже пожалели, что не потратили кучу денег в дорогом ресторане. Тем временем водитель невозмутимо вёл машину, удаляясь всё дальше от города и успокаивая нас, что скоро будет кафе, и даже произнёс его название. Но вот промелькнула вывеска, указывающая, что долгожданное кафе находится именно здесь, а мы и не собирались останавливаться. Переспросив водителя, куда же всё-таки едем, и услышав в ответ название оставшегося позади кафе, подумали, что умерла последняя надежда... Доказывать это человеку, который с трудом понимает английский, было бесполезно. Оставалось ждать, что же будет дальше и чем всё это закончится.

Минут через 15 машина свернула на автозаправочную станцию, на территории которой располагался общепит, не внушающий доверия к качеству приготовляемой в нём пищи: на столах грязь, плохо вымытая посуда и огромное количество мух. На вопрос, то ли это место, куда мы так долго ехали, водитель только развел руками, давая понять, что заблудился, а другого заведения поблизости нигде нет и теперь уже долго не будет. Его вид выражал примерно следующее: "будете много перебирать - останетесь голодными, а я и здесь поем". Поэтому выбора не было, и, достав из рюкзака бутылку с черёмуховой настойкой, предусмотрительно взятую с собой на случай экстренной помощи желудкам, стали мысленно внушать себе, что последствия того, что сейчас здесь съедим, не помешают нашему дальнейшему путешествию. То ли уже адаптировались к местной антисанитарии, то ли помогла настойка, выпитая сразу же после приёма пищи, но мы не отравились! Зато в этом кафе увидели чудо индийской техники – электрическую мухобойку. Сначала не могли понять, откуда идёт такой звук, похожий на короткое замыкание, пока наше внимание не привлекло устройство, расположенное над дверью, со спиралью внутри, горящей голубым светом. Муха, попадая на эту спираль, получает электрический разряд и моментально сгорает – такой мини-крематорий для мух. Ох, видели бы это джайны! Даже мы прониклись сочувствием к этим назойливым насекомым...

И снова Дели

В Дели прибыли за час до полуночи и, отблагодарив водителя чаевыми, пожелали ему удачи на обратном пути в Джайпур. Комната, в которой останавливались в первый раз, была занята, так как мы приехали раньше той даты, на которую просили забронировать номер, но нам предоставили другую, лучшую и за ту же стоимость. Оставался ровно один день до отправления автобуса в Гималаи, в Манали. После завтрака с неторопливыми официантами, как всегда взяв на Мэйн Базаре рикшу, мы поехали на экскурсию по Дели, в Сады Лоди (Lodi Gardens) и крепость 16 века Пурана Кила (Purana Qila).

Сады Лоди

Lodi Gardens – место всех влюбленных, райский уголок среди шумного и пыльного Дели. Разнообразие растений, цветов, птиц, стаи мальков в речке, пересекающей сад, плавающие утки, - все это создает умиротворение. На каждой скамейке сидят влюбленные парочки и целуются, не обращая ни на кого внимания. Некоторые с головами накрываются сари, чтобы их лица не видели любопытные иностранцы. На лужайках под пение птиц читают книги студенты. Всюду снуют бурундуки. Полная гармония…. Мы бродили по парку, осматривали усыпальницы последних правителей династии Лоди, пока совсем не устали – не хотелось выходить за ворота на шумные улицы. Но солнце уже садилось, и до наступления темноты нужно было возвращаться в отель, ведь на следующий день нас ждала самая главная поездка, то, ради чего и приехали в Индию – Гималаи. В Purana Qila в этот день не успели: всё время ушло на прогулку по садам Лоди, поэтому оставили посещение крепости на последние дни перед отъездом в Россию.

Утром поменяли оставленную в камере хранения на время путешествия по жаркому штату Раджастан сумку с зимней одеждой на сумку с летней – шорты и футболки вряд ли бы пригодились в заснеженных горах, купили тёплые пледы и еду в дорогу. В пункте обмена валюты отеля Vivek обменяли ещё часть евро на рупии, и в назначенное время уже ждали у турагентства нашего сопровождающего – в этот раз не нужно было ехать в другой конец города, автобус ждал нас в 10 минутах ходьбы от Мэйн Базара. На другой стороне улицы невозмутимо лежала колоритная корова, взглядом провожающая нас в дальнюю дорогу...

Корова

Гималаи, Манали

Автобус в Гималаи вышел вовремя и прибыл тоже по расписанию, что в Индии бывает очень редко. На станции толпилось огромное количество водителей различного транспорта, наперебой предлагающих свои услуги довезти туристов до отеля. Мы попросили отвезти нас в Old Manali, следуя рекомендациям бывалых путешественников. Услышав это, водители одноременно стали предлагать разные отели, причем мы всерьёз забеспокоились, что дело дойдет до драки: подошедший первым таксист не хотел нас никому уступать. Но мы засомневались в его честности, когда остальные единодушно заявили, что предлагаемый им отель находится совсем в другом месте. Через некоторое время переговоров стало ясно: чтобы получить клиента, любой из них готов был пообещать отвезти нас хоть на луну. В итоге мы решили положиться на судьбу, сели в первое стоящее от нас такси и поехали в неизвестном нам направлении.

Дорога серпантином уходила все выше и выше, пока мы не приехали к отелю "CHETNA" – симпатичному трёхэтажному домику с красными балконами. Таксист оказался сыном хозяина этого отеля, поэтому за дорогу нам не пришлось ничего платить. В нашем распоряжении был двухкомнатный номер с просторной ванной комнатой и с видами на горы.
Мы сразу оценили преимущество расположения отеля: рядом маленькое кафе, где можно достаточно вкусно и недорого покушать, а прямо напротив, в двух минутах ходьбы - Храм Хадимбы с прилегающим парком вековых сосен и кедров. За яблоневым садом справа от отеля - поросшие деодарами горы, с которых открываются потрясающие виды на заснеженные вершины. Во всём отеле кроме нас жили ещё две девушки из Индии, путешествующие по своей стране.
В Гималаях в марте ещё довольно холодно, лежит снег, и, несмотря на то, что комната предварительно отапливалась с помощью электрического обогревателя, спать приходилось в верхней одежде, шапках и под двойными одеялами. Но утром солнышко так припекало, что можно было загорать, сидя в кресле на балконе. Мы с интересом наблюдали, как приезжающие из Дели и других южных городов Индии взрослые индусы учатся кататься на лыжах на маленьком участке, покрытом ещё не растаявшим снегом, и играют в снежки, как дети. У входа в храм Хадимбы кто-то из местных энтузиастов слепил из снега человеческие фигуры, раскрасил их яркими красками и предлагал посетителям сфотографироваться на фоне этого "произведения искусства", неплохо зарабатывая таким образом.

отель CHETNA
Храм Хадимбы

Храм Хадимбы особо сильного впечатления не произвёл, возможно, потому что мы противники жертвоприношений, которые совершаются там до сих пор. Тёмное дерево, из которого он построен, множество рогов убитых животных на стенах, - всё кажется слишком мрачным. Гораздо приятнее было смотреть на вековые сосны и огромные валуны. На территорию храма местные мужчины каждый день приводят роскошных яков, верхом на которых можно запечатлеть себя на фото. Женщины носят на руках очаровательных белых пушистых кроликов, похожих на игрушку, и тоже предлагают с ними сфотографироваться.

Согласно составленному плану путешествия по Индии мы собирались пробыть в Манали не меньше трёх дней, но снова ночевать в таком холоде не хотелось. Решив, что одного дня вполне хватит на осмотр местных достопримечательностей, мы спустились к центральной улице. В кассах автовокзала узнали, как добраться до Наггара, и заранее купили в турагентстве билеты в Дхарамсалу. За это время успели побывать в храме Ману, со стороны посмотреть на Дурга храм, тибетский монастырь, даже совершили экскурсию вместе с сыном хозяина отеля в его деревню, расположенную неподалёку. Там он познакомил нас со своей семьёй и показал старинные дома с резными дверьми и балконами, в которых "много лет назад жили люди в два раза больше и сильнее его". Было очень интересно посмотреть на быт местных жителей. Каждая семья обязательно держит корову. Прялка, представляющая несомненный интерес для этнографов, также является неотъемлемым атрибутом дома.
В ходе экскурсии нам, как бы между прочим, предложили покурить "травку" или достать любой наркотик, если сами постесняемся об этом спросить. Пришлось объяснять, что вообще не курим, и тем более не употребляем наркотики ни в каком виде, даже из соображений любопытства. Тут же были принесены извинения, и больше об этом не упоминалось. Потом мы узнали, что Манали является местом активной наркоторговли, и "покурить травку" здесь обычное дело.

храм Ману
Деревенский дом

Утром перед отъездом в Наггар, мы совершили двухчасовое восхождение в Гималайские горы, откуда открывался вид на весь Манали с прилегающими к нему посёлками, нашли водопад с чистейшей освежающей водой. Познакомились с двумя приветливыми мальчишками, затерянный домик которых стоял высоко в горах, и оставалось только гадать, как они ходят в школу каждый раз по такой длинной и крутой дороге, да и учатся ли вообще? Мы не могли надышаться горным чистым воздухом, пропитанным запахом смолы деодаров, налюбоваться открывающимися перед нами всё новыми видами заснеженных Гималаев… Горы и кристальный воздух – это то, ради чего действительно стоит ехать в Манали!
Вернувшись в отель, собрав вещи и расплатившись с хозяином, спустились к автостанции, откуда каждые полчаса уходил рейсовый автобус в Наггар. Через 45 минут после отправления, во время которых старались не смотреть, как на узкой трассе с трудом по краю обрыва разъезжаются широкие автобусы и грузовики, мы были уже в Наггаре.

Домик в горах
вид на Манали

1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 .