Карта Индии

Индия не сразу открыла перед нами свои границы:
сначала были Египет, Турция, снова Египет
с его древними храмами фараонов и загадочными пирамидами,
потом Норвегия с ее фьордами,
и вот, наконец-то обстоятельства сложились благоприятно
для поездки в эту удивительную ни с чем не сравнимую страну...

В начало

Полезные ссылки

Обратная связь

Манали и Дхарамсала

Манали встретил нас пасмурной погодой и сильным ветром. До отправления автобуса в Дхарамсалу оставалось ещё 4 часа, и мы потратили это время на обед и покупку сувениров. Отправившись по магазинам в поисках горного хрусталя и драгоценных камней, которыми так славятся эти места, выяснили, что горный хрусталь добывают с большим трудом, поэтому его цена доходит до 2500 долларов за 1 сантиметр кристалла. И то, что сначала приняли за хрусталь, оказалось горным кварцем, но это тоже очень красивый и ценный минерал, обладающий полезными свойствами.
Прямо за торговыми рядами находится Тибетский монастырь.

Тибетский монастырь

Автобусы в Дхарамсалу отходят не с главного автовокзала, откуда уезжали в Наггар, а с площадки, расположенной ниже по дороге. Уже привычный нам слиппер, чипсы и вода, купленные в дорогу – и мы выехали снова строго по расписанию в город, известный резиденцией Далай-Ламы и Тибетского правительства в изгнании.
Примерно через час пути наш автобус остановился, в салон зашли полицейские и приказали пассажирам приготовить для осмотра весь багаж – от рюкзака до напоясной сумочки. Довольно бесцеремонно перевернув с таким трудом уложенные в рюкзаки вещи и даже ощупав мужчин на предмет спрятанных в карманах наркотиков (до женщин не дотрагивались), полицейский, так ничего и не обнаружив, извинился за свои действия. Но, мысль о том, что трое иностранцев едут из Манали – центра наркоторговли, и не везут "белый порошок" даже в карманах одежды, не давала ему покоя. Он вернулся и снова попытался отыскать в наших сумках то, что по его убеждению просто должно было там быть. Время шло - результата не было, и с видимым разочарованием на лице он ещё раз извинился и больше не подходил. А вот бедному старичку-японцу не повезло – он вёз целую сумку какого-то целебного порошка, видимо, ехал лечиться к тибетскому доктору. Эту белую смесь приняли за наркотики. После долгих разбирательств и проверок, автобус продолжил путь.

Посреди глубокой ночи водитель объявил нашу остановку. Хорошо, что мы были не единственными путешественниками в Дхарамсалу, иначе бы понятия не имели, куда идти и где искать такси – нас высадили посреди дороги в полную темноту, а автобус поехал дальше в конечную точку своего маршрута. По принципу "куда все, туда и мы", освещая путь фонариком, пошли за тем самым старичком-японцем, который чуть не был арестован за провоз наркотиков бдительной полицией, и таким образом вышли к автовокзалу. Ни одного такси не было видно – город спал. Было ощущение, что либо здесь никто не желает зарабатывать, развозя туристов по отелям, либо в это время автобусы не приезжают, и поэтому нас никто не ждёт. Пока мы думали, что же делать дальше, японец расположился на жёстких креслах под крышей автовокзала и мирно уснул, сказав, что первый транспорт, который сможет нас доставить в район Дхарамсалы Маклеод-Ганж, придёт сюда только часа через четыре. Такая перспектива не могла радовать...
Ласточки, сидя под крышей автовокзала, оглушительно щебетали – их пение усиливала ночная тишина и акустика здания. "Когда эти птицы спят?" – подумали мы и тут увидели приближающегося к нам из темноты знакомого индийца – неделю назад мы ехали вместе в одном автобусе в Манали. За время пути наш сын успел с ним подружиться. Молодой человек вышел на остановке раньше, сказав на прощание, что ещё обязательно увидимся. Тогда мы не приняли всерьёз его слова. И вот чудо – мы действительно увиделись вновь, да ещё где – в 3 часа ночи в Дхарамсале, за несколько сотен километров от места предыдущего расставания! Действительно, в Индии возможно всё. И чем дольше путешествуешь по этой загадочной стране, тем меньше начинаешь удивляться происходящему вокруг.

Молодой человек проводил нас к стоянке такси, общими усилиями разбудили водителя и объяснили, какой нам нужен отель. Здесь наши пути уже окончательно разошлись - больше мы не встречались. Таксист то ли по ошибке, то ли умышленно, привёз нас в другой отель, расположенный в местечке Бхагсу за 2 километра от Маклеод-Ганжа, в котором с трудом согласились дать единственную свободную комнату за 600 рупий. Здесь мы провели одну ночь, а утром нашли поблизости отель "Bhagsu View" с ценами на жильё в два раза дешевле. В нашем распоряжении была комната со стандартными для Индии удобствами и видом из огромных окон на горы и на школу, скоростной Интернет в холле и ресторан с хорошей кухней в соседнем здании.

В 50 метрах от отеля расположен индуистский храм с двумя бассейнами, в которых купаются местные мужчины, раздеваясь до плавок, несмотря на прохладное время года и ледяную горную воду. Перед храмом небольшой рынок с торговыми рядами, где можно купить различные сувениры: браслеты из рогов яка, серьги, обереги для дома, а также специи и травы по ценам ниже, чем в Маклеод-Ганже. Здесь же есть магазинчик, где продают ожерелья и браслеты из натурального гималайского белого или розового речного жемчуга.

Если идти по тропинке дальше от храма, открывается вид на горную реку, в которой буддистские монахи стирают свои красные одежды и развешивают сушиться на огромных валунах. А за рекой на залитой солнцем поляне стоит белоснежная ступа в окружении множества камней и деревьев, цветущих большими красными бутонами. Перепрыгивая с камня на камень, мы перебрались через реку, чтобы окунуться в гармонию и тишину этого места. На поляне встретили буддистского монаха, сидящего на солнышке на одном из валунов и с аппетитом уплетающего какую-то выпечку. Его вид выражал радушие и доброжелательность.
Выйдя на противоположную сторону поляны, стали невольными свидетелями уединения ещё одного монаха, нагишом принимавшего душ под освежающей струей водопада в месте, где река образует небольшой бассейн. Водопад заслуживал более пристального внимания, но, чтобы никого не смущать, мы поспешили удалиться.

Тропинка, ведущая вверх вдоль реки, приводит к большому водопаду – месту паломничества туристов. В маленьком озерце можно искупаться или просто походить босиком по освежающей и снимающей усталость воде, чем и занято большинство туристов, пришедших сюда. Рядом – магазинчик, где продают напитки и чипсы. И здесь впервые мы увидели клеща, ничем не отличающегося от наших, российских: отдыхали на скамеечке возле торговой лавки, наслаждаясь прохладой и звуками водопада, и вдруг заметили, что к нам ползёт этот кровосос с явным желанием попробовать русской крови. Оказывается, в Индии тоже обитают клещи, и рядом с идиллией природы таится опасность для человека в виде такой вот безобидной на вид букашки…

Следующим местом посещения был Буддистский храм и медитационный центр, куда мы отправились лесной тропой. На его территории повсюду стоят таблички с требованием сохранять тишину. Изредка из зданий выходят монахи, что-то обсуждая. Людей почти не видно, только перед входами в здания стоят десятка по два снятой обуви – внутри в полной тишине идёт медитация. Даже обезьяны, обитающие в этом месте, пребывают в трансе – не боятся, когда проходишь в непосредственной близости, только смотрят отрешённым от окружающего мира взглядом.

У местных жителей разузнали, что где-то на вершине горы есть красивый храм, и вечером пошли на его поиски по направлению в Триунд. По пути встретили серых с белой опушкой вокруг головы обезьян, таких же, как в Джайпуре. Они очень пугливые, потому что тайком совершают набеги на поля крестьян и уничтожают только что взошедшие посевы. Также нам удалось запечатлеть на фотокамеру очень необычную птицу, которая в полете расправляет свой хвост, и становится видна его красивая разноцветная полосатая окраска.

Через полтора часа пути мы уже забрались на неведомую высоту, солнце стало садиться, а храма всё ещё не было видно. Никто из редко встречающихся нам людей не мог показать его местоположение. Но зато открылись потрясающие пейзажи в лучах заходящего солнца, и впервые на дороге мы увидели выстроенный из камня Шива-лингам – явный признак, что до храма осталось уже не далеко. Но обратный путь предстоял долгий, поэтому, чтобы не рисковать и не спускаться в темноте по извилистым каменным и лесным тропам, нам пришлось повернуть назад по направлению к своему отелю.

Осмотрев достопримечательности верхней части Дхарамсалы, на следующее утро мы переехали в район Маклеод-Ганж, где поселились в отеле "Akash", хозяин которого мусульманин. По дороге на новое место жительства повстречали водителей разноцветного грузовика – настоящего произведения искусства, и не смогли пройти мимо, не сфотографировав на память такую красоту.
За время пути также встретили садху в ярко-оранжевой одежде – странствующего отшельника, который считается святым, потому что избрал для себя путь отречения от удовольствий мира в пользу поисков достижения высшей истины.

индуистский храм
большая стирка
буддистская ступа
горная река
храмовый комплекс
медитирующая обезьяна
вид с горы
красавцы

1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 .